Рюрик
Почему необходимо в случае надобности, приносить извинения, просить прощение – каяться? Потому, что об этом говориться в Священном Писании (Новом Завете) и в Коране. Это нравственно, культурно и вежливо.
Эти доказательства так же зафиксированы в правилах Василия Великого (330-379), архиепископа Кесарии Каппадокийской. Первое правило этого святителя и наставника, истинного христианского учения, звучит так: «О покаянии, о времени, о свойствах и о плодах его», первая глава, этого первого правила - «Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Иоанновой и по проповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа. Ибо те, которые ныне не каются, осуждены будут более осужденных прежде Евангелия». (Деяния 17; 30) «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную». (Матфей 4; 17) «…Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матфей 11; 20) «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!». Василия Великого Правило 1 (2): «Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке – Праведный Суд воздаяния». (Марк 2; 10) «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». (Матфей 18; 18) «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Связывать на земле наши конфликтные (не разрешенные ситуации) - недопустимо. Разрешать их здесь на земле – обязательно. Потому как, упокоившись, «права голоса» иметь уже не будешь. За нас уже будут решать кто прав, а кто виноват был в той злополучной, «узлом завязанной» мирской перипетии. И не факт, что «правда» окажется на моей стороне, а не оппонента, на заключительной судебной инстанции. «Не надо искать виноватых там, где следует признать свои ошибки». (Рим. 2; 5) «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». Василия Великого Правило 1 (3): «Кающиеся должны горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца». Время нашей настоящей, земной жизни, во-первых – есть время покаяния перед ныне живущими (перед друг другом); во-вторых – перед Господом. Или наборот?) Это как Благодарность, когда говорю «спасибо», благодарю в первую очередь Бога, что дал на пути доброго человека; а во вторую самого человека, ему воздаю должное, оценив его милость мне. «Признаваться в своих ошибках – есть высшее мужество». Василия Великого Правило 1 (4): «Кающимся недостаточно ко спасению одного удаления от грехов, но потребны и плоды, достойные покаяния». (Лука 3; 7) «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния…(9) …всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Иаков 2; 24) «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (25) Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (26) Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Раав блудница, оправдана; женщину, пойманную в прелюбодеянии – помиловал Иисус (ее не побили камнями); один из разбойников, распятый с Иисусом, покаявшись, первым попадает в Рай, ибо пришел Иисус Христос, к нравственно падшим и заблудшим, в Желании нашего преображения. Из Хадисов. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: 1. «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, [не потому, что грешу, а в назидание и в пример вам] прошу прощения у Бога и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день». 2. «Не прелюбодействует прелюбодей, оставаясь верующим; не употребляет спиртное пьющий, сохраняя при этом веру; не ворует вор, оставаясь верующим; не грабит или не похищает грабитель, сохраняя веру свою. [То есть вера в процессе совершения столь страшных преступлений покидает человека.] Однако возможность покаяния у них [у таких людей] есть». 3. «О творения Мои! Воистину, вы грешите днем и ночью [далеко не идеальны и не ангелы, как бы ни старались], а Я прощаю все грехи. Покайтесь, просите у Меня прощения - Я непременно прощу [если вы искренни в своем раскаянии]». 4. «Аллах (Бог, Господь) более рад покаянию (раскаянию) человека, чем кто-либо из вас, когда найдет [нечто очень ценное] ранее потерянное». 5. «Если человеку дать одну долину, полную золота(!), он пожелает получить и вторую. И если у него их станет две — он пожелает третью. Человека [его ненасытность] сможет [полностью] удовлетворить лишь земля [в которой он будет похоронен после смерти]! И всякого Аллах (Бог, Господь) может простить, если тот [своевременно, до наступления смерти] раскается». 6. «Если один нанес ущерб другому в чем-либо, например задев его честь (достоинство), то пусть сразу, в этот же день попросит у него прощения. [Пусть] не оттягивает до того момента, когда не будет уже денежных средств [уйдут в небытие мирские материальные ценности]. [В Судный День] если будут у него (обидевшего) благие дела [совершенные в мирской жизни], то компенсирует он ими все те обиды, что нанес другим. Если единиц благого у него не будет [если все его добрые дела обнулились еще в мирской жизни, или сошли на нет при расплате с другими в День Суда, или таковых и вовсе не оказалось], тогда взвалят на него грехи обиженного [в четкой пропорции с нанесенной ему ранее обидой или ущербом]». 7. «Если верующий совершает греховное деяние, ангел [фиксирующий это] ждет в течение трех часов. В случае если человек раскается и попросит прощения у Господа [а также сделает все от него зависящее для исправления греха], проступок будет аннулирован и в День Суда не станет причиной мучений и страданий». 8. «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]» (см. Св. Коран, 2:222). 9. «Аллах (Бог, Господь) любит старающихся быть [в меру своих сил и возможностей] предельно чистыми». (см. Св. Коран, 9:108). 10. «Поистине, Аллах (Бог, Господь) проводит верующего через испытание болезнью (недомоганием, слабостью, худобой), пока не простятся ему [данному человеку] все его грехи». Р.S: Покаяться перед Создателем, согласится, что Воля Его и Закон Его – есть истина и благость для нас. Покаяться друг перед другом – примириться, чтобы пребывать на земле миролюбиво. Разорвать старые обиды и не навлекать (не создавать) новые. Из молитвы «Отче Наш»: «…и оставь нам долги наша…» - мы просим Его, умоляя простить нас. Простить долги (грехи) наши, которые накапливаются от прелестей мирских, которые искушают плоть похотливую, соблазняя ее. Просим, обещая взамен простить, уже согрешающих пред нами – «…якоже и мы оставляем должников наших…». Мы обещаем: стараться не гневаться; не таить злобы и ненависти друг на друга; не обдумывать план мести, дабы не чинить «суд воздаяния» обидчику. Прощать, чтоб быть прощеным. Это договор – между Им и мной (когда я читаю эту молитву, самую главную из молитв); Им и тобою (Вами), когда вы читаете эту молитву. Это Договор между всеми знающими и произносящими «Отче наш», (что подобны множеству разбросанных кирпичей) и Им, Его Законом (как «цементом»), по определению, должно сковать нас воедино, согласно замыслу Творца. «Невидящие и уверовавшие, удостоятся большей благодати…» Отступление от сей обязанности, влечет за собой осуждение, ибо «обещал и не исполнил». Посему, если мы не прощаем кого-то, то молитвой «Отче Наш», «испрашиваем себе не помилование, а осуждение». Гораздо легче просить прощение у Него в церкви (шепотом); гораздо сложнее идти исповедоваться к батюшке (знакомому или не знакомому); и практически невозможно, как показывает практика (для тщеславно-возгордившегося большинства в мирской жизни), сразу – глаза в глаза. Решать конфликт, не раздувая его. Попросить прощение (извиниться) по факту совершения проступка, этого обязывающее. Это главное правило, для решения духовно-нравственной проблемы человечества. «Все хотят изменить мир, но никто не хочет изменить себя». Публий Назон Овидий: «Ошибается каждый. Признает ошибки – Мудрый, просит прощения сильный, восстанавливает отношения – любящий». Из Ветхого Завета известно, что после того как змий искусил Еву (отведать плод с дерева познания), она в свою очередь искусила (соблазнила) Адама. Когда Господь предстал к ним и звал Адама, то последний, уже стесняясь своей наготы и стыдясь своего поступка, не выходил к Нему. Бог всеведущий знал, что совершили Адам, искушенный Евой. Он уличал их, но они искали различные причины и не признавались в проступке… Не думается ли, что попросив они прощения в том моменте, за содеянное (съеденный плод), а именно – не лицемеря, упасть на колени и искренне попросить прощения у своего Создателя. Неужели «Отче Наш», не смилостивился над чадами неразумными, и не простил бы не смышлёных… Не было бы изгнания из Рая, не было бы современных болезней, войн и бедствий. История была бы другая… Но она не терпит сослагательного наклонения… Поэтому и пребываем в том качестве и в тех реалиях, которых заслужили. Горды и тщеславны потому что. Ибо сказано «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал бы тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге. И не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» Евангелие от Матфея (гл. 5; 25) Как в детстве, помните – мизинчиком за мизинчик и «Мирись, мирись, мирись и, больше не дерись… ». Это хорошо, потому что, во-первых: извиняясь и прося прощение, я борюсь с гордыней, тщеславием (дисциплинируюсь, работая нравственно). Во-вторых: не ввергаю оппонента в грех, смягчая его гневливость. «Извинения приносить – Богоугодной жизнью жить» - русская пословица. Это сильный инструмент, для «развязывания узлов» мирских, негативных. |